В период пандемии нам, как и всем в полиграфической отрасли, пришлось непросто. Но даже в такое время можно находить и использовать возможности для развития и роста. Каждая типография по-своему адаптируется к новым условиям, по-своему перестраивается. Наш генгеральный директор Андрей Сериков, расскажет о том, как прошла через 2020 год типография «Арбат»:
«Прошедший год был довольно сложным, но основные трудности не были связаны с полиграфическим бизнесом. По этой части мы вовремя провели серьезную диверсификацию в сторону производства упаковки, в том числе довольно сложных моделей премиум-класса. В этом секторе наша типография может хорошо себя чувствовать благодаря передовому оснащению даже в большей степени, чем коммерческой активности.
Опасаться серьезного снижения спроса в этом секторе не приходится. Упаковка требуется для сотен наименований товаров, без которых никак не обойдется ни один человек. Чтобы прекратить выпуск этих товаров, а значит и упаковки для них, потребуется гораздо более серьезная причина, чем всемирная пандемия. Поэтому на свои перспективы в этом направлении мы смотрим с осторожным оптимизмом.
Массу сложностей вызвали введенные в Москве ограничительные меры, которые затруднили доступ сотрудников к рабочим местам.
Обеспечить полностью удаленную работу типографии крайне трудно, если вообще возможно. Работа нашего производства обеспечивалась на месте минимально возможным штатом, но даже наши «незаменимые» люди неоднократно сталкивались с проблемой отмены пропусков, что затрудняло их доступ к рабочим местам. Из-за пробуксовок этой системы пропусков мы неоднократно получали штрафы и лишь недавно разобрались с ними окончательно.
Следующей по значимости стала внезапная задача по реставрации здания типографии. Оно всегда представляло собой предмет некоторой гордости для всех нас. И вот его признали объектом исторического наследия и потребовали срочно привести в соответствие изначальному архитектурному облику без скидок на непростой для бизнеса период и очевидные трудности организационного характера. Да, и естественно за наш же счет. В духе времени, так сказать.
Это вылилось в крупные траты, которые и до ковида были бы для нас очень чувствительными.
Справедливости ради, стоит упомянуть, что с реставрацией все прошло как и с любым ремонтом: одно потянуло за собой другое, и мы обновили внутреннюю отделку, на что давно не решались.
Реконструкция постигла и некоторые бизнес-процессы. Например, у нас появился цифровой каталог вырубных штампов, без которого было трудно обходиться. Теперь все штампы содержатся в одном специально оборудованном хранилище, а поиск нужного инструмента для высечки упрощается цифровым каталогом.
Обновился и парк оборудования. Наш потребитель предъявляет повышенные (и нередко завышенные) требования к продукции, и нам ничего не остается, кроме как стараться максимально удовлетворять их. Иначе мы оказываемся в ситуации, когда клиент отказывается от огромного тиража из-за незначительной, размером в десятую долю миллиметра, точки, которую скорее всего никто бы не заметил, даже если бы разглядывал эту коробку специально, чтобы ее найти. Это общий для рынка тренд. Чтобы с ним уживаться, мы запланировали установку автоматизированной системы отслеживания и устранения производственного брака. Перед локдауном мы с коллегами посетили Китай, где знакомились с различными системами сквозного оптического контроля заготовок для упаковки. Даже сформировали шорт-лист из наиболее технологически совершенных систем, но тут пандемия и реорганизация производственных площадей спутали нам все карты. На время вопрос остался в подвешенном состоянии. Но тут нам на выручку пришло российское отделение Koenig&Bauer. У нас работает (надо сказать, прекрасно работает) их печатная машина, шестикрасочная Rapida105 с лакировальной секцией. Так вот люди из сервиса между делом предложили нам дооснастить работающую машину системами автоматического контроля качества печати производства Lithec. Система состоит из независимых друг от друга сканирующего стола и модуля автоматического считывания полей контрольной шкалы. Соответственно на столе производится оценка отклонения от эталона, в процессе которой улавливается мельчайшая неточность, которую не увидит человек. С бумажными носителями всё заработало практически сразу, но наша машина оборудована для УФ-печати. Соответственно, более всего нам было важно обеспечить надежный контроль при печати на пластике, крафтовом или металлизированном картоне. Это сложные материалы, на которых отследить брак труднее. И тут мы добились приемлемого результата не сразу. Работающая в настоящее время система – это плод продолжительного коллективного труда типографии «Арбат», техотдела Koenig&Bauer и людей из Lithec. Для понимания масштаба работы: четырежды нам полностью меняли ПО для этой системы.
Второй модуль осуществляет автоматический контроль и коррекцию оптической плотности краски. Датчики сканируют листы прямо внутри машины, передавая данные с контрольной шкалы в центральный компьютер, где в случае отклонения от требуемых значений моментально производится необходимая корректировка. Это стабилизирует цветопередачу, существенно ускоряет процесс переналадки и сокращает количество бумаги, расходуемое на приладку. Кстати, у Koenig&Bauer это был первый опыт внедрения этой системы. Всё российское отделение следило за процессом с интересом. Насколько я знаю, они сейчас ставят это на поток.
В итоге за 2020 год нам пришлось здорово потратиться, но момент снижения активности мы смогли использовать для модернизации производства и решения скопившихся задач. 2021 начался очень активно, и я надеюсь, что наши прошлогодние вложения принесут свои плоды.