Задумывается ли покупатель, держа в руках картонную коробочку с хлопьями или пельменями о самой коробке? Наверное, нет. Коробка и коробка. Красивая, прочная. Сварил пельмени, упаковку в мусор. Утилитарная, в общем-то, вещь.
И все творческие мучения дизайнера, споры с типографией о возможности исполнения его замысла, титанические усилия менеджера по уменьшению затрат на производство, чтобы уместиться в бюджет, не обретут известность. Останутся «за кулисами» и ночные бдения производственников, и пот, и слезы, и боль в сердце…. Ничего из этого не узнает главный приемщик труда полиграфистов – его Величество Покупатель. Да и не надо. Главная оценка уже выставлена – продукт в этой упаковке выбран среди конкурентов и оплачен. Отличная оценка!
А хотите заглянуть в закулисье типографии? Ну что же. Добро пожаловать в… например, московскую типографию «Арбат». Почему именно туда? Все просто. Я там работаю. А еще эта частная типография интересна тем, что выпускает, помимо упаковки из картона, любую полиграфическую продукцию. На любом материале. И с отличным качеством.
История типографии «Арбат» - это, по сути, история полиграфической отрасли России после распада СССР. Рушились и создавались гиганты полиграфии, массово выезжали из Москвы типографии. Взлеты и падения, кризисы и бурное развитие потрясали страну и полиграфию. «Арбат», образованный «группой энтузиастов» в 1995 году, умудрился остаться на плаву и превратиться из небольшого цифрового салона в крупную типографию с большим парком оборудования и широким ассортиментом услуг.
- Скажите, а вы… коробочки делаете?
- Делаем!
- А на заказ?...
- Делаем и на заказ!
- Выезжаю к вам!
В царской России типографии были в основном мелкие. Большая Советская энциклопедия рассказывает нам, что в 1913 г. в Империи насчитывалось «2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. чел.» В Санкт-Петербурге и Москве были и крупные типографии, оснащенные передовым на то время оборудованием, выпускавшие многокрасочную продукцию. «Первая образцовая типография» была основана в 1876 г. русским издателем И. Д. Сытиным. Лубочные картинки, недорогие книги, учебники, расходившиеся по всей России – это ее продукция. Интересно, что во время Великой Октябрьской Социалистической революции типография выпускала листовки и прокламации для большевиков.
После революции, помимо Почтамта и Телеграфа, были взяты и национализированы «все технические и материальные средства печатания газет, брошюр, книг и других произведений печати», и это даже было внесено в первую Конституцию 1918 г. Причина проста. Откуда до распространения радио, а далее – телевидения, интернета люди получали информацию? Из газет – новости и объявления. В журналах читали рассказы о достижениях науки, аналитические обзоры. В афишах и плакатах печатали объявления театров и городских служб. Прокламации, нелегально ввозимые из-за рубежа, доносили до масс тезисы оппозиции. Средства массовой информации были печатные, их и национализировали.
С начала 20-х годов прошлого века строятся новые полиграфические комбинаты, и в столицах, и в регионах. В 1934 г. вступил в строй крупнейший полиграфический комбинат «Правда» (Москва). Газеты, журналы, книги выпускались огромными тиражами. К примеру, в 1973 году тираж газеты Комсомольская правда» составлял около 9 миллионов экземпляров, а в 1990 г. — 22 миллиона 370 тысяч экземпляров. Печатные издания оставались очень важным средством пропаганды, и деятельность типографий строго контролировало государство. Частных типографий не было, даже ксероксы в офисах стояли на учете.
С 1987 года начал свое стремительное развитие частный бизнес. Через короткое время каждый уважающий себя кооператив мечтал о «фирменном стиле». Логотип фирмы полагалось рекламировать всеми доступными средствами – на бланке компании, на визитке, на конверте, в который вкладывался бланк компании, и вся документация должна была быть обязательно в фирменной папке! А буклеты, а календари? Появилась острая потребность в оперативной и малотиражной полиграфии. Не будешь же обращаться за визиткой в полиграфический гигант «Правда»! Да и в «Красный пролетарий» не обратишься. Даже разговаривать не станут.
Небольшие типографии начали приватизироваться и выходить со своими услугами на рынок. Свободных денег у «новых русских» было много, а деньги должны работать, и начались вливания в перспективную отрасль – полиграфию, выглядевшую Клондайком для бизнеса. Еще бы! Старые полиграфические монстры неповоротливы, качество оставляет желать лучшего, денег на модернизацию у них нет. Не конкуренты!
В 1995 году основатели типографии «Арбат» (Сериков А. В., Шурыгин А. В. и Царьков В. В.) открыли свой первый полиграфический бизнес. Он включал в себя цифровой салон оперативной печати на Поварской улице в Москве (отсюда и название «Арбат») и небольшую типографию на Тверской улице с новой двухкрасочной офсетной печатной машиной Speedmaster формата А3.
Оборудование было закуплено новехонькое. В дальнейшем приобретение нового оборудования стало стратегией бизнеса типографии «Арбат». Станки с гарантией от изготовителя работали без сбоев и выдавали высочайшее качество. Вам нужен шикарный календарь (каталог, плакат, пакет)? Обратитесь в «Арбат»! У вас горят сроки, а заказ сложный и дизайн только в воображении? А в «Арбате» вы были? Там помогут!
Через короткое время стало очевидно, что для печати полноцветной продукции «взрослыми» тиражами нужна машина с 4 секциями. Купили! И формат побольше. В 2000 г. типография переехала в выкупленное помещение на Рубцовской набережной. Туда поставили новую печатную машину формата А3 и много единиц отделочного оборудования.
Размещение на собственных площадях – еще одна стратегическая линия хозяев «Арбата». Именно она позволила не зависеть от взрывного роста цен на аренду в столице и от «принудительного выселения на улицу» в связи со сносом зданий. Здание на Рубцовской снесли, но деньги собственникам выплатили. Это дало возможность переехать в выкупленное помещение в историческом здании (гараж Госплана СССР, архитектор К. Мельников, охраняется государством) в 2003 г. Переезжали со старым и прикупали новое оборудование!
Переход на формат 700х1000 мм начался с 1-красочной печатной машины. В новом помещении установили 4-хсекционный Speedmaster, формат А2. Началась новая эпоха – типография освоила выпуск упаковки для CD с диджипаками. Были заключены прямые контракты со студиями. Чтобы делать упаковку быстро, закупили оборудование для автоматической вклейки пластиковых треев. В то время, когда конкуренты склеивали конверты вручную, в «Арбате» весь процесс был автоматизирован.
И это – еще одна верная стратегия компании – не бояться нового. Если есть потребность в ламинации, и это сулит в будущем большую выгоду – надо купить и установить ламинатор. Если собственная флатовка позволит стать конкурентно способнее – надо купить и установить флаторезку (это такой большой станок, в котором на входе роль бумаги, а на выходе – листы нужного формата)!
С развитием электронных носителей информации и интернета роль печатных изданий в качестве СМИ стала неуклонно падать. Издательства перешли на цифровой формат. Безусловно, часть газет и журналов небольшими тиражами выходит в печатном виде, «для бабушек». Но основная аудитория «читает газеты» на экранах компьютеров и телефонов. Книги, выходившие тиражами в сотни тысяч, выпускаются сейчас малыми и средними тиражами. 20000 – это уже колоссальный тираж.
В начале нулевых годов 21-го века для типографий наступили тяжелые времена. Переход клиентов в виртуальный формат вызвал жесточайшую конкуренцию, серию разорений и попытки переквалифицироваться в другую область. Газетным и журнальным гигантам с ролевыми печатными машинами пришлось совсем туго. Вообще, листовой печатной машине, если она не предназначена для печати исключительно тонких бумаг, все равно что печатать – буклет, плакат или картонную упаковку. И типографии, ранее считавшие «коробочки» продукцией второго сорта, так как от картона много пыли и толстый картон «разбивает» узлы печатной машины, ринулись осваивать новый рынок картонной упаковки.
А на этом рынке уже плотно сидят заранее освоившие этот непростой вид полиграфической продукции картонажные фабрики.
И процесс создания картонной упаковки посложнее печати газеты. В производстве газет задействованы: печать, фальцовка (складывание) и подрезка, что обычно делается на 1-2 единицах оборудования. А изготовление упаковки? Печать, высечка, склейка, это минимум три станка. Плюс отделка – тиснение, УФ-лакирование, ламинация. Привыкшей к «листовухе» типографии требуется переход в третье измерение. Нужны конструкторы, специалисты пре-пресс, умеющие «собрать изделие из плоского вида в объем» на стадии подготовки. И еще несколько единиц нового оборудования – высекальный пресс, фальцевально-склеивающая линия.
А у «Арбата» все это – и опыт, и оборудование – уже было, ведь типография выпускала по 200000 диджипаков в месяц!
И в 2008 г., в период жесточайшего мирового экономического кризиса, когда предприятия закрывались одно за другим, типография «Арбат» произвела конвертацию деятельности – перешла на выпуск красочной картонной упаковки. Рекламную продукции не отменили. До сих пор «Арбат» делает великолепные календари, сложные POS материалы, даже географические карты! И в том же, 2008 году была приобретена первая 6-красочная печатная машина формата 720х1050 мм с возможностью печати УФ красками на невпитывающих материалах – пленке, металлизированном картоне, материалах с полиэтиленизированным покрытием.
Умение гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка позволило не только «остаться на плаву», но и превратиться в крупного производителя картонажной продукции.
На данный момент парк оборудования типографии «Арбат» состоит из:
станка для расфлатовки ролевого картона и бумаги (2022 г.),
двух 6-красочных печатных машин (формат листа 730х1050 мм) с возможностью печати УФ красками и традиционной офсетной печати,
двух автоматических высекальных прессов (формат листа 720х1050 мм),
ламинатора (горячая и холодная ламинация, металлизированная и прозрачная пленка),
станка для горячего тиснения фольгой,
линии для вклейки пленки в «окошки»,
двух фальцевально-склеивающих линий (1-6 точек),
В отделе пре-пресс подготовки трудятся профессиональные верстальщики, конструктор, корректор. Недавно был приобретен уникальный струйный УФ принтер с возможностью печати на любых плоских материалах (формат до 62х94 см). Отпечатанный на тиражном материале лист дальше режется на плоттере. Пара часов – и клиент уносит с собой материальное воплощение совей мечты – образец коробки.
Многочисленные санкции, навешанные на Российскую Федерацию в 2022 году, конечно, создали трудности. Как и всем. Но смелая стратегия прошлых лет выручила и на этот раз.
Свое помещение. Новое оборудование. Гибкое маневрирование на рынке полиграфии. Оперативное и грамотное решение возникающих проблем.
Вот что привело типографию «Арбат» к успеху и в сложное время открыло новые горизонты развития. «Арбат» сохранил пул заказчиков, кадры и оборудование.
Нелегкий, но очень достойный путь прошла наша типография – от салона цифровой печати в подвальчике старого московского особняка до крупного производителя картонной и пластиковой упаковки и рекламных материалов.
Сейчас в планах – ни много, ни мало – обновление парка печатных машин и освоение новых видов упаковки.
Хочется пожелать «Арбату» дальнейших успехов и развития. Интересно, какими новинками он порадует своих заказчиков в ближайшее время?